Некоторые пояснения к карте компетенции аналитика - про ячейки

В ходе различных дискуссий вокруг карты компетенции аналитка возникло один момент, который требуют отдельного пояснения - возникла потребность более детально расшифровать смысл самих ячеек карты.


Про ячейки

Каждая ячейка представляет собой пересечение домена знаний и уровня навыков использования этих знаний. Читать это надо буквально следующим образом (для начала рассмотрим на примере Выявления и анализа требований):
  1. Аналитик должен знать техники Выявления и анализа требований
  2. Если аналитик знает эти техники, но может их эффективно и правильно использовать только под контролем старшего товарища (руководителя группы, наставника и т.п. - не суть), то он находится на низшей степени владения навыками Выявления и анализа требований. Он "Знает".
  3. Если аналитик способен самостоятельно собирать исходные данные, анализировать их, выявлять и формулировать требования, и при этом за ним не надо следить, то степень владения навыками Выявления и анализа требований соответствует уровню "Применяет". Т.е. человек может самостоятельно выполнять эти работы в соответствии с процессом, который поставлен на проекте. При этом мы от него не требуем организации процесса Выявления и анализа требований.
  4. Если специалист не просто успешно выявляет и анализирует требования, но еще при этом он понимает специфику выполнения конкретного проекта и умеет исходя из этого выбрать наиболее эффективную технологию выполнения работ и оптимизировать ее под условия выполнения проекта, то он владеет навыками выявления и анализа требований на уровне "Оптимизирует применение".
  5. Если человек, понимая процесс, может выбрать наиболее подходящие практики разных подходов и на их основе выстроить свою технологию ведения работ по Выявлению и анализу требований, которая будет наиболее эффективна в конкретных условиях конкретного проекта, то он бизон, он "Адаптирует и развивает".
В принципе по такой схеме можно описать смысл всех ячеек, для этого достаточно ударить домены о навыки, применив для этого (как показал приведенный пример) минимум фантазии. Но тем не менее это очень важный момент и я буду очень признателен за любые комментарии - замечания - пожелания по этому поводу.


Приоритеты навыков

С ростом квалификации аналитика уровень владения навыками растет. Но не все навыки одинаково ценны. На одном уровне квалификации одни из них крайне важны для аналитика, другие имеют менее важное значение или второстепенны. В связи с этим возникает потребность понимать, какие навыки необходимо развивать в первую очередь, на владение какими навыками необходимо обращать особое внимание при оценке специалиста, и т.п.

По этой причине было решено определить приоритет, который для конкретной квалификации специалиста определяет важность уровня владения навыками использования знаний каждого из доменов.


Как понять, в какую ячейку "попадает" человек

Поиск ответа на этот вопрос заставляет нас ввести понятие "опыт". Нам необходимо ввести некоторую оценку опыта, которая позволила бы понять, на сколько эффективно человек использует обретенные навыки.

Сделать это можно исходя из следующих соображений:
  1. Человек приобретает как положительный, так и отрицательный опыт.
  2. Отрицательный опыт конечно полезен, но только в том случае, когда специалист переваривает его и это приводит к росту положительного опыта.
  3. Количество опыта определяется не количеством решенных задач, а их трудоемкостью, поскольку чем больше человек работал над достижением положительного результата, тем больше он получил опыта. При этом надо все-же определить критерии, что мы подразумеваем под успешным выполнением задачи.
  4. Оценивать опыт необходимо на протяжении некоторого ограниченного периода времени: квартал, полугодие или типа того.
Теперь пытаемся оценить опыт. Чтобы много не писать, приведу вот такой рисунок:
Здесь по абсциссе мы имеем трудоемкость задачи, по ординате - опыт. Диаграмма нарисаована для одного домена. Пусть это будет "Выявление и анализ требований". Раз уж начали надругаться, то чего уж там...

Для каждой задачи, которую на протяжении отчетного периода выполнял аналитик, мы по бинарной шкале оцениваем, успешно ли он ее сделал. Если человек сделал успешно, то он получил положительный опыт. И наоборот. При этом мы учитываем тот уровень навыка, с которым он ее выполнял. В итоге получаем прямоугольнички одинаковой высоты, но разного цвета, ширина которых определяется трудоемкостью соответствующей задачи :).

А потом рассчитываем агрегированную оценку опыта для каждого уровня навыка и сравниваем с порогом. В итоге получаем понимание того, каковы навыки аналитика в рамках этого домена.

Как оценить, успешно ли сделал человек задачу? Ну в этом, как мне кажется, нет ничего сложного :)

Други, если кто вдруг дочитает до этого места, поделитесь пожалуйста мнением относительно всего этого дела. Я буду очень признателен.

 Subscribe in a reader

Популярные сообщения из этого блога

Карта компетенции аналитика

Оценка эффективности работы аналитика – а чем он занимается и чего можно померить?

Оценка эффективности работы руководителя проектов