Про подходы к организации управления качеством

В общих чертах целью управления качеством является обеспечение стабильного качества продукта и его последующего роста. Под качеством понимается способность продукта удовлетворять потребности и ожидания Заказчика.

То, как управлять качеством, определяет международный стандарт ISO9000:2000, который в нашей стране имеет прямое заимствование (т.е. внедрен в первосданном виде с переводом на русский и минимальными незначительными корректировками).

В соответствии с ИСО вопрос управления качеством решается внедрением некоторой процессной модели, предусматрвающей определенные процедуры мониторинга, анализа и принятия решений, котороые и обеспечивают стабильность и улучшение качества. Все это конечно работает и дает ощутимый эффект, но является дополнительным костом, весьма весомым, который в случае заказной разработки может весьма существенно (до 10% по моим прикидкам) утяжелять бюджет проекта.

Как с этим быть? Перходить на модель управления качеством по прецедентам. Суть идеи крайне проста и наверняка ее используют многие наши коллеги. Включает она в себя следующие процедуры:

  • определить критерии качества продукта
  • определить факторы, влиящие на качество продукта
  • определить риски снижения / нестабильности качества (как возможные влияния на факторы, определяющие качество)
  • управлять рисками (мониторинг - анализ - митигация - компенсация последствий)


Выигрыш в таком подходе заключается в двух позициях:

  • это дешевле, т.к. это гибче и направлено только на болевые точки, а не на все сразу
  • это понятнее, т.к. никому голова не забивается терминологией про качество, корректирующие и предупреждающие действия и т.п. Это сводится к обычному SWOT, который является обыденной штукой на проекте


Недостаток пока видится по-большему счету почти один:

  • эффективность такого подхода заведомо меньше, т.к. мы не выстраиваем глобальную систему контроля, а идем только по тем прецедентам, которые смогли увидеть
  • как следствие из первого недостатка - сильно влияние человеческого фактора, поскольку в процессной модели этот фактор минимизируется процедурщиной, а в нашем варианте эффект существенно зависит от того, что мы смогли увидеть и предсказать

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Драйв

Карта компетенции аналитика

Оценка эффективности работы руководителя проектов