Диктофон


Есть вещи, которые мы считаем самыми обычными. И, конечно, мы считаем, что умеем ими пользоваться. Умение как бы само собой появилось — то ли с рождения, то ли вот посмотрел на вещь в первый раз, и сразу все понял. Но так хорошо думать, только когда есть возможность сделать ошибку, ибо «Опыт — сын ошибок трудных» © А.С. Пушкин — лучше и не скажешь.
Аналитику возможность ошибаться дается далеко не всегда. Он не имеет права испортить первое впечатление заказчика — как о самом аналитике, так и о компании, которую аналитик представляет. Это значит, что аналитик должен не просто пользоваться инструментами и методиками, он должен УМЕТЬ делать это эффективно.
Поэтому я буду делиться своим опытом, который касается повседневной работы аналитика и инструментов, которые помогают ему делать работу.

Часто интервью длятся по 2 часа. Обычно к такому времени мозги аналитика превращаются в вареный пельмень. Это представителю заказчика хорошо общаться - он просто говорит что знает, да еще ему не надо помнить ход разговора, следить за полнотой рассказываемого материала и на ходу стыковать информацию с тем, что было сказано коллегами.
Чтобы ничего не забыть, нужен диктофон. Это очень простая штука: нажал кнопочку - и он все пишет, потом бери и слушай. Я расскажу о том, как сделать работу с диктофоном удобнее.

Начну с интервьюируемого. Представьте себя на его месте: начало дня, пришел незнакомый чувак, про которого руководитель сказал рассказать ему все. Так вот, пришел он такой и раз - спрашивает, можно ли записать речь на диктофон? Вы и так настороже, а после такого вопроса вообще вылетаете из зоны комфорта оооочень далеко. Зачем ему это надо, он что, не может все записать? Как потом аудиозапись будет использована?
Доверия к аналитику диктофон не прибавляет. Осознанно или нет, человек при записи начинает "зажимать" информацию: недоговаривает, чаще ссылается на других людей, говорит не о том, как происходит на самом деле, а что сказано инструкции. Пользы от таких слов мало, встреча провалена. У меня был случай, когда на встрече присутствовал незаявленный заранее представитель, и когда я достал диктофон, он... придумал предлог и сбежал.

Чтобы человеку было удобно с вами говорить, нужно сделать всего одну вещь: сказать о диктофоне заранее. Например, когда вы пишете письмо или заводите встречу в календаре (вы ведь согласуете встречу заранее, правда?). Во-первых, вы снимете эффект неожиданности, во-вторых дадите возможность дать человеку переварить эту особенность интервью. Я заметил, что при этом человек выходит на интервью более подготовленным, и изложение получается более последовательным.
Тут есть нюансы. Обязательно сообщите, с какой целью вам надо делать аудиозапись и как вы ее будете использовать. Я говорю, что запись нужна только для меня и от меня она никому не уйдет. Это немного неправда - запись я передаю старшему аналитику, который ее переводит в текст, но если заказчик об этом никогда не узнает, то и говорить ему необязательно. Далее, на встрече не выкладывайте диктофон на стол молча. Сделайте вводную. Это может быть комплимент важности работы человека - вы боитесь что-то пропустить. Или можно пошутить, мол, у меня память дырявая. И потом ЕЩЕ РАЗ СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ЗАПИСЬ. Это очень важно: когда человек говорит "да", он как бы подписывает неявное соглашение о сотрудничестве.
Еще. По моему опыту, каждая пятая женщина отказывает в аудиозаписи под предлогом того, что ей не нравится собственный голос в записи. Будьте готовы пойти ей навстречу.

Итак, интервью закончено, дальше идет обработка. Еще 2 часа тратить на прослушивание записи... вроде не нужно. Вы же в целом помните, о чем шла речь; вам хотелось бы вспомнить какую-то деталь. Если запись отдать коллеге, ему тоже не улыбается слушать чужой разговор целиком. Что тут можно сделать?
  • привязывайте свои заметки ко времени. Написал в блокнот строку - глянь на диктофон и припиши минуты:секунды записи. Так можно потом легко вернуться к исходнику.
  • делайте вехи. Это как оглавление: началась новая тема разговора - напиши ее название и поставь время. Коллеге слушать все не придется.

Правда, не все диктофоны показывают прошедшее время записи. Некоторые производители решили, что видеть оставшееся свободное время памяти важнее. Подумайте на досуге, как можно выкрутиться в этой ситуации.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Карта компетенции аналитика

Драйв

Оценка эффективности работы руководителя проектов