Матрица компетенции аналитика, v2

Кто со мной общался про оценку квалификации, уже поди опух слушать про матрицу компетенций. Один раз даже попытался ее описать, но на мой взгляд не слишком внятно. Предлагаю вашему вниманию второй релиз - доработанный, упрощенный и улучшенный.

Предпосылки

  • Совершенно не важно, что знает человек. Важно то, как он умеет использовать свои знания в работе.
  • Описание квалификаций должно представлять собой перечень компетенций. Это делает предельно прозрачным план развития человека - в какой последовательности он должен овладевать компетенциями.

Терминология

Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Определение взято из википедии. Ключевые слова: "прменять знания", "успешно действовать на основе практического опыта".

Уровни компетенции

Компетенция может быть разной, поэтому стоит выделить различные уровни компетенции. Поскольку компетенция - это способность применять знания, то логично уровни компетенции выделять по способности использования знаний на практике:


О каких знаниях идет речь

Зависит от специальности. Для аналитика я выделяю важными знания в следующих доменах:


Матрица компетенций

Компетентность специалиста в различных знаниях имеет разный уровень. Для каждой специальности характерен набор доменов знаний.

В итоге получается матрица компетенций. Я ее представляю в виде таблицы, у которой по длине отложены домены знаний, а в высоту - уровни компетенции. Таким образом каждая ячейка характеризует уровень компетенции специалиста в конкретном домене знаний.

Пример матрицы (она отличается от того варианта, который был нарисован пару лет назад):


Плюсы-минусы и смежные мысли

Плюсом такой матрицы является ее наглядность. В ее основе лежит демонстрация квалификации специалиста как функции от навыка владения знаниями в предопределенных доменах. Приоретизация уровней компетенции в разных доменах позволяет определить их первостепенность и вторичность для развития сотрудника, что позволяет выстраивать понятный персональный план развития специалиста.

Основной недостаток такой модели - это ее инвариантность к конкретным методам и технологиям, которые используются в рамках доменов знаний. Недостаток вытекает из исходной постановки задачи - идея была построить такую карту, которая была бы применима к аналитику как ресурсу, востребованному на проекте. А для проекта важен не процесс, а результат.

Модель может легко развиваться путем детализации как координат (домены и навыки), так и содержания ячеек (появление требований в ячейках). Но в любом случае это будет усложнять модель, делая ее детальнее, но при этом лишая прозрачности, а соответственно и смысла.

Комментарии

  1. http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/magazine/m6/art_3.pdf
    Здесь интересная статья про универсальные компетенции профессиональных инженеров.
    Может будет интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень полезная статья, спасибо за ссылку!

      Удалить
  2. Soft skills полностью включены в пункт "Коммуникация"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Soft skills такое огромное понятие... :), я его пока не включал сюда,, стараясь оставить только вещи, имеющие непосредственное отношение к выполнению аналитических работ.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Карта компетенции аналитика

Оценка эффективности работы руководителя проектов

Драйв