Технологические уровни автоматизации процессов

Предлагаю продолжить тему предыдущей записи разговором об автоматизации процессов.

В контексте автоматизации процессов важными возможностями, определяющими эффективность этой самой автоматизации, являются следующие:
  • Изменяемость процесса – услуга, инициирующая процесс, может со временем эволюционировать. Процесс должен быть автоматизирован таким образом, чтобы его можно было достаточно быстро изменять в соответствии с эволюцией услуги. Это дает возможность оперативно модифицировать услуги и выводить их на рынок.
  • Адаптируемость процесса к ожиданиям клиента – клиент должен иметь возможность получить услугу, которая максимально соответствует его ожиданиям. Для этого процессы, инициируемые услугой, должны обладать возможностью соответствующего конфигурирования, что дает компании способность не просто оказать определенные услуги, а предоставить клиенту максимально возможный спектр возможных вариантов закрыть свои потребности наиболее удобным образом.
Если первый пункт в большей степени реализуется благодаря продуманной архитектуре решения, позволяющей вносить быстрые изменения в процесс, то техническая сторона реализации второго пункта заключается в автоматизации процесса на основе технологий, обеспечивающих возможности его конфигурирования. Я бы сказал, что адаптируемость – это некоторая ступень автоматизации процесса, которой предшествует изменяемость.


Как может выглядеть архитектура решения, обеспечивающего изменяемую и легко адаптируемую автоматизацию процесса и на что надо обратить при анализе и синтезе такого решения – к ответу на эти вопросы я бы хотел придти в этой заметке.

Но сначала предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с технологическими уровнями и возможностями автоматизации процессов.

Изначально создание и использование информационных систем стало возможным благодаря способности конвертировать информацию в цифровую форму (данные), что открывает возможности автоматизации управления информацией (хранение, обработка, передача, предоставление пользователям).

Способность информации быть представленной в цифровом виде определяет возможности и степень автоматизации тех или иных процессов деятельности. При этом есть два вида информации, связанной с процессом: информация-объект выполнения процесса и информация о ходе выполнения процесса. Очевидно, что максимальной автоматизации могут быть подвергнуты процессы, связанные со сбором, управлением и обработкой информации.

Первый технологический уровень автоматизации бизнес-процессов – информационно-аналитическая поддержка процесса. Она заключается в сборе, накоплении и обработке информации с целью учета, предоставления оперативного доступа, формирования отчетности и аналитической поддержки принятия решений. В качестве объекта автоматизации может выступать как информация, обрабатываемая в ходе процесса, так и информация о его выполнении.

Второй технологический уровень автоматизации бизнес-процессов – реализация потоков информации. Система обеспечивает не только управление информацией на уровне процессов CRUD (create – read – update – delete), но и реализует передачу информации от одного участника процесса другому в соответствии с заложенным в нее потоком передачи. Как правило передача информаци заключается в предоставлении доступа к информации и функциям работы с нею по факту фиксируемых в системе событий.

Третий технологический уровень автоматизации бизнес-процессов – маршрутизация потоков информации и контроль выполнения процесса. Система предоставляет пользователю возможность изменять автоматизируемые процессы и потоки информации внутри них по своему усмотрению. Механизмы маршрутизации вносят в систему определенную гибкость, позволяющую бизнесу менять процессы, скажем, в результате их улучшения или изменения контекста выполнения, а также существенно упрощают расширение информационной системы на процессы, не затронутые автоматизацией.

Четвертый технологический уровень автоматизации процессов – маршрутизация потоков выполнения работ и анализ эффективности выполнения процессов.

Возможность автоматизации процессов на каком-то технологическом уровне определяется уровнем зрелости бизнес-процессов компании.

Если за основу модели оценки зрелости бизнес-процессов взять CMMI, то возможности автоматизации процессов различного уровня зрелости будут выглядеть следующим образом:
При всей своей очевидности данная таблица навевает один очень важный вывод: возможность реализации сервисов, легко адаптируемых к потребностям клиента, возможно только при высокой культуре организации процессов предоставления этих сервисов. Если же речь идет о реализации парадигмы omni channel, то требование к зрелости процессов становится критическим.

Что касается автоматизации процессов, обеспечивающей их изменяемость и адаптацию к ожиданиям и потребностям клиента, то такая реализация может быть осуществлена на третьем либо четвертом технологических уровнях.

Популярные сообщения из этого блога

Карта компетенции аналитика

Оценка эффективности работы руководителя проектов

Оценка эффективности работы аналитика – а чем он занимается и чего можно померить?