Про конкуренцию и мотивацию

У меня тут такая мысль возникла. Очевидная, наверняка вы с ней сталкивались и даже что-то подобное делали.

Основой эволюции является конкуренция. Система эволюционирует тогда, когда отвечает на внешние вызовы. Но при этом ответ на эти внешние вызовы рождается во внутренней конкуренции.

Получается, что если я, скажем, ограничиваю свой юнит от внешних вызовов (выступаю фильтром - буфером), то я ограничиваю возможности внутренней конкуренции и тем самым создаю условия стагнации юнита.

Я понимаю, что если я оттранслирую внешние вызовы в юнит в том виде, в котором они приходят ко мне, то это много кого шокирует и даже поубивает (как бы напрашивается ассоциация с Солнечной радиацией). Но это история другого разговора.

С другой стороны конкуренция - это ведь игра. Бег на перегонки. Т.е. ее возможно создавать искусственно, т.е. я про геймификацию. Но игра подразумевает призы, призы - бюджет, бюджет - стена.

С третьей стороны есть такой всеми любимый инструмент, как мотивация. Но не мной любимый. Мотивация - это такое мягкое раскачивание на движение. Но если нет внешнего вызова (т.е. конкуренции) движение в результате раскачивания довольно быстро прекратится в силу инерционности системы. Любая система инерционна.

Тут вообще вовремя вспомнилась физика. Про сохранение энергии. Точнее - про преобразование потенциальной в кинетическую и наоборот. И закон притяжения. Т.е. если у сотрудника (как элемента системы) есть потенциал, то раскачать его на движение вперед очень просто. Нужен другой потенциал (возможность), к которой он потянется. Но чтобы не заниматься мотивацией (в следующем абзаце поясню), надо человеку наглядно показать, что на эту возможность претендует еще несколько кандидатов. Тут конечно есть проблема про личные взаимоотношения, как ее решать - я пока не знаю. Но точно знаю, что в этом случае, если человек не реализовал свой потенциал для достижения показанной возможности, обидок не будет.

Мотивация - это про ласки. Если отбросить нюансы - это про то, что к человеку приходят и делают ему хорошо в расчете на то, чтобы он начал двигаться. Или человек приходит и говорит: “Сделайте мне хорошо”. Оба кейса вызывают ассоциации со сценами из фильмов для взрослых, за хранение и распространение которых уголовным кодексом предусмотрен срок.

В общем - это вброс. Интересны любые мысли, ссылки, намеки по этому поводу. У меня кое-какая картина вырисовалась про это, но нужно что-то извне.

Комментарии

  1. >Но игра подразумевает призы, призы - бюджет, бюджет - стена.
    Это волшебно описывает ситацию!

    >Но чтобы не заниматься мотивацией (в следующем абзаце поясню), надо человеку наглядно показать, что на эту возможность претендует еще несколько кандидатов.

    Мне вот подумалось, что даже если у человека есть потенциал и мы показали / дали ему интересную возможность, очень часто этого все еще недостаточно. Т.к. очень мало людей (даже с потенциалом) способны сами себя мотивировать для достижения цели. Часто это заканчивается затуханием интереса к возможности. Сам у себя это наблюдал много раз, а такие возможности были... Вах.

    Собственно да, поддерживать интерес можно внешней мотивацией и стимулированием, либо (что стало новой мыслью для меня) - конкуренцией. Когда этой возможностью занимаешься не только ты, но и твой коллега. И если ты будешь халтурить - коллега сделает лучше и все плюшки достанутся ему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >мало людей (даже с потенциалом) способны сами себя мотивировать для достижения цели. Часто это заканчивается затуханием интереса к возможности. Сам у себя это наблюдал много раз, а такие возможности были...

      Я тоже у себя наблюдаю. Но тут лучшая аналогия в физике: потенциальную энергию легко превратить в кинетическую. Достаточно вывести объект из состояния покоя. Т.е. выпихать человека из зоны комфорта. Конкуренция увеличивает потенциальную энергию. И может довести ее до уровня, когда объект сам потянется. Но лучше вывести из зоны комфорта. Точнее показать, что ее попросту нет, она лишь выдумка сотрудника.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Карта компетенции аналитика

Драйв

Оценка эффективности работы руководителя проектов