К основному контенту

Правила Голдратта, глава 1

Где-то года два назад я взял у одного своего друга почитать книжку  "Правила Голдратта", написанную автором теории ограничений (TOC — Theory of Constraints) Элияху Голдраттом.

Я не помню, что меня побудило уцепиться именно за эту его книгу. Но совершенно точно не теория ограничений. Я знаком с ее положениями, может быть не так детально, как многие другие коллеги, но достаточно для того, чтобы для себя решить, что TOC - это весьма удачная попытка формализовать логику принятия решений, основанную на здравом смысле. Ну т.е. чего-то выдающегося я от "Правил Голдратта" не ожидал, но читать почему-то начал.

И не зря. В какой-то момент я обнаружил, что Голдратт не просто высказывает весьма интересные мысли, но и еще умудряется попадать в те моменты, которые я для себя считаю ключевыми для развития человека как личности с независимым мнением и способностью принимать нестандартные эффективные решения. Книга начала помогать мне упорядочивать лохмотья моих рассуждений.

И я решил, что коли уж мысли стали упорядочиваться, то наверное надо это как-то фиксировать. И начал рисовать диаграммы.

Это не попытка визуализировать содержание книги. Это скорее зарисовки по мотивам прочитанного, проекция мыслей Голдратта на мое видение мира.

Итак, глава 1: Какой выбор у нас есть?. По ее мотивам у меня получилась вот такая картинка:


При принятии решения о том, ввязываться ли в некоторую ситуацию, или нет, я всегда руководствовался двумя пониманиями. Первое - понимание контекста ситуации (заинтересованные стороны, причинно-следственные связи, объекты-субъекты и логика их взаимосвязей). Второе - понимание устройства методов, которые могут быть эффективны для управления ситуацией.

Эти два понимания позволяют для конкретной ситуации выработать уникальный метод, который для нее будет максимально эффективен. Независимо от того, оправдались ли ожидания от синтезированного метода, достигнутый результат (как успешный, так и неуспешный) формирует опыт, позволяющий в следующих ситуациях вырабатывать более эффективные методы.

А дальше я не задумывался. А ведь действительно - опыт формирует подготовленность. А ситуация несет возможности. Понимая структуру ситуации (причинно-следственные связи и все остальное) и имея опыт синтеза методов, я могу довольно точно предположить, какие возможности в складывающейся ситуации я смогу использовать предельно эффективно.

У меня появляется возможность выбора, которая дает мне некоторое пространство свободы. Это пространство тем больше, чем больше мой опыт. А мой опыт зависит от моей решимости ввязываться в такие ситуации, которые для меня не совсем прозрачны.

Вывод: элемент безбашенности в принятии решений в конце концов делает нас свободнее.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Драйв

Иногда такое бывает. Идет проект. Куча митингов, все бегают, суетятся, кипиш стоит такой, что просто ну образцово-показательный драйв. Казалось бы, команда заряжена на успех и делает прямо все, чтобы выдать на гора тот самый, долгожданный и ожидаемый, релиз.

Вот только выхлоп нулевой. Бег по кругу. Но с драйвом. В череде принятия решений, митингов и обсуждений команда теряет те маяки, за которые надо цепляться, чтобы двигаться вперед.

Проект - он как лестница. По нему надо карабкаться вверх, к результату. Не надо вокруг него прыгать. Это бессмысленно.

Конечно очень здорово, когда команда заряжена на драйв. Но в этом заряде должно быть стремление двигаться вперед. Драйв в движении вперед. А не драйв в движухе.

Карта компетенции аналитика

Понимание того, что из себя должен представлять аналитик и как он должен развиваться в смысле приобретения новых знаний и навыков, у всех более не менее существует. Но проблема заключалась в том, что любые попытки как-то документировать это понимание, чтобы оно было понятно и прозрачно всем, включая аналитиков, не удавалось. У меня получались либо какие-то огромные феерические формализмы, совершенно не применимые в реальной жизни. либо размытые мало понятные модели.

Первое, с чем сталкиваешься при попытке определить требования к аналитику, является тот момент, что эти требования разваливаются на три большие категории - требования к теоретическим знаниям, требования к практическим навыкам и требования к опыту использования знаний и навыков.

По сути эти категории образуют слоеный пирог, в основе которого лежат теоретические знания. На основе знаний аналитик пытается что-то сделать и приобретает опыт. Опыт оттачивает навыки, что является основой и движущей силой развития специалиста: нау…

Оценка эффективности работы руководителя проектов

У меня тут возникла потребность оценить эффективность работы руководителей проектов. Задача решалась долго и по-разному, но одинаково бесперспективно. А вот на днях как-то само собой придумалось.


Постановка задачи

Необходимо оценить эффективность работы руководителей проектов, выполняющихся по схеме time & material. Сразу оговорюсь, что на мой взгляд предлагаемая методика подходит и для схем fixed coast.

Цель оценки – понять, кто успешно ведет проект самостоятельно, а за кем надо попристальнее присматривать.

Критерии успешности хода проекта:
• Соблюдение бюджета
• Соблюдение плана выполнения проекта
• Отсутствие критических проблем, способных зааффектить бюджет и календарь
• Удовлетворенность Заказчика (субъективно, по отзывам)


В чем идея 

Идея основывается на еженедельной оценке хода проекта по трехбальной системе: красный (проект идет неуспешно), желтый (есть риск завалить проект в красную зону) и зеленый (проект идет успешно).

Успешность проекта оценивается по критериям, изложенны…